Портативные стереонасадки (на заказ)  

Портативные стереонасадки к цифровым и 35мм пленочным фотокамерам, в том числе для макростереофотосъемки, адаптеры к ним для 3D стереосъемки, стереонасадки к компакткамерам

Юрьев В.И. (тел: (095) 336-7357)
juriev@mail.ru

В настоящее время в нашей стране стереофотография как культура практически отсутствует. Если среди отдельных энтузиастов-фотолюбителей она еще теплится, то у профессионалов равна нулю. Достижения отечественной стереофотоиндустрии застыли на громоздких конструкциях, насадках к "ФЭДу" и "Зениту".

Япония, давшая миру прекрасную фототехнику, в стерео буксует на аппаратах для 3D стереосъемки (годится для съемки лишь статичных объектов) и не может, видимо, осилить, а жаль, разработку аппаратуры с регулируемой стереобазой, в том числе для широкоугольников.

Тем не менее, в последнее время, обладая отличной цифровой и пленочной фототехникой, можно получать неплохие стереофотографии, если все же использовать ... стереонасадки.

Один из вариантов их конструктивного решения для стереопарной съемки на один кадр я и предлагаю:


  • вес 100 г,
  • габариты 30 х 40 х 100 мм,
  • полированная латунь корпуса, титановые зеркала,
  • крепление к камерам, имеющим резьбу под светофильтр, через промежуточное латунное кольцо из ряда М(49,52,55,58,62) с шагом 0,75 мм
  • крепление к цифровым камерам, не имеющим резьбы под светофильтр, посредством зажимного многогранника (глубина насаживания 10мм)
  • крепление к "мыльнице" удобным, надежным способом с использованием 5см резинки


Стереонасадка к камерам, имеющим резьбу под светофильтр

Стереонасадка к цифровым камерам, не имеющим резьбы под светофильтр

Стереонасадка к пленочным компакт-камерам ("мыльницам")


Для видовых статичных 3D стереосъемок предлагаю оригинальное решение с использованием несложного беззеркального адаптера к фотоаппарату с описанным выше креплением.

Я думаю, что на сегодня можно считать, с хорошим приближением, решаемыми не только любительские задачи на фотоальбомном уровне, но и окололюбительские запросы полиграфии.

Хотелось бы надеяться на развитие любознательности к стереофотографии, потому что каждый, кто наблюдал стереоэффект, непосредственно глядя на стереопарную фотографию без всяких вспомогательных средств, согласится, что достоинство стерео перед моно налицо: возникают привычные для человека ощущения реальности, а с ними и более богатое эстетическое чувство восприятия красоты.

Монофото отвлекает на процесс домысливания, вызванный искажением привычного пространства, удовлетворяя, в основном, только информативный интерес. А при цветной передаче изображения эту информацию порою даже и искажает, создавая эффект цветного хаоса. Понаблюдайте стереофотографию, расположенную слева, как моно и как стерео, и сравните результаты. Вот почему в большинстве случаев монофото, пусть и благодаря объекту способное вызвать эстетическое чувство, просматриваются бегло, не "задевая" человека.

К тому же стерео заставляет снимающего больше режиссировать, готовить и искать выгодный для возможностей стерео передний план, будь то пейзаж, группа людей, детские игрушки (см.фото) или просто одежда и т.д.

Далее:


 

Примеры стереофотографий, снятых с помощью стереонасадок  

Фотография, снятая с помощью стереонасадки к компакт-камере:

Фотография, снятая с помощью макростереонасадки

Фотография, снятая с помощью макростереонасадки

Фотография, снятая с помощью макростереонасадки

Фотография, снятая с помощью макростереонасадки


 

Примеры стереофотографий, снятых 3D методом с помощью адаптера  


 

Один из надежных способов наблюдения  
стереоэффекта:  

Бытует мнение, что наблюдение стереоэффекта по стереопарной фотографии возможно только "кося глаза". Это действительно не полезно, хотя бы даже только в начале процесса сведения, учитывая то, что естественное состояние глаз бинокулярно, и оно таково же в процессе наблюдения.

Ниже изложен один из надежных способов наблюдения стереоэффекта, не использующий прием "кося глаза".
  1. Расслабившись, смотреть на середину стереофото.
  2. Расположить ребро ладони перпендикулярно середине фото на расстоянии, равном где-то половине расстояния от фото до переносицы.
  3. Закрыть глаза на 2-3 сек (в состоянии покоя оси зрачков выстраиваются параллельно, что необходимо для бинокулярного зрения).
  4. Открыть глаза, наблюдая стереоэффект (для надежности нужно, при необходимости, промаргивать глазами).

    С приобретением опыта:
  1. С удалением ладони стереоэффект сохраняется, но есть боковые моноизображения.
  2. Ладонь и ее положение (расстояние и разворот) необходимы для устранения боковых моноизображений, создания условий, позволяющих видеть каждым глазом только свою половину стереопары.
  3. Время закрытия глаз может быть сведено до простого моргания, вызванного, например, движением ладони к центру фото и т.п.


 

Стереоочки для устранения боковых моноизображений  

Боковые моноизображения, помимо ладони (она все-таки немного мешает созерцанию), устраняются, если на стереофото смотреть через специальные очки (см.фото). Основу для них можно купить на уличных лотках или в переходах метро. Это пластмассовые очки на +4 диоптрии по цене примерно 50 рублей. Нужно наложить на их линзы полоски изоляционной ленты. Расположение полосок индивидуально для смотрящего. Оно подбирается так, чтобы при взгляде левым глазом, правый от Вас снимок стереопары был бы закрыт левой же полоской, а при взгляде правым левый снимок был бы закрыт правой. Смотреть, естественно, нужно прямо на фото. Полоски можно съимитировать указательными пальцами рук, расположив их у переносицы. Так через очки можно наблюдать стереоэффект с расстояния около 25 -:- 30 см на фотографии 20 х 30 см, сделанной по методике, изложенной в разделе "Получение большего поля стереоэффекта за счет увеличения высоты фотографии"


 

Тест для определения диапазона реальной стереобазы  

Методика наблюдения стереоэффекта, которой посвящены два предыдущих раздела, дает результат, если стереобаза стереофотографии соответствует Вашей реальной стереобазе. Напомню, стереобаза стереофото - это расстояние между идентичными элементами стереопары. Свою же реальную стереобазу и ее диапазон можно определить по номограмме, начертив ее на листе бумаги по прилагаемым размерам.

Расстояние между симметричными верхними концами боковых отрезков - 50мм, между нижними - 90мм. Тогда пользуясь приведенным методом наблюдения стереоэффекта, после открывания глаз Вы увидите боковые линии пересекающимися в Вашей стартовой стереобазе. Запомните ее величину. Продолжая наблюдать и сканируя глазами вниз по вертикали, Вы будете наблюдать смещение точки пересечения до максимального значения Вашей стереобазы, а при сканировании вверх - до минимального. Удаляя номограмму или приближая, Вы определите полный реальный диапазон Вашей стереобазы.

Поскольку на стереофото идентичные элементы расположены симметрично, надо учитывать диапазон Вашей стереобазы, выбирая при печати формат 9 х 13 или 10 х 15, с базой 65мм или 75мм, соответственно.



 

Таблица для использования при видовых 3D стереосъемках  

3D стереосъемку с применением адаптера, изготовляемого в комплекте (при Вашем желании) со стереонасадкой, проводят фотокамерами, имеющими режим многократного (достаточно 2-х) мультиэкспонирования на один кадр, т.е. всеми современными. Съемка ведется аналогично популярному методу "то к левому глазу, то к правому" или согласно прилагаемой таблице, поэтому адаптер годится как для параллельного, так и для перекрестного методов наблюдения стереоэффекта. Достоинство такого подхода состоит в том, что стереоснимок располагается не на двух кадрах пленки, которые еще придется в будущем как-то монтировать, а на одном, что, согласитесь, весьма удобно, так как Вы сразу получаете готовое стереопарное фото. Адаптер позволяет снимать во всем диапазоне фокусных расстояний ZOOM-объектива.
Базис съемки - это расстояние между двумя положениями объектива при съемке. В стереонасадке это - расстояние между боковыми зеркалами, и оно равно 72 мм.


 

Получение большего поля стереоэффекта за счет увеличения высоты фотографии

В настоящее время у фотографий, предназначенных для параллельного метода наблюдения стереоэффекта, недостатком является сравнительно небольшая величина поля (площадь) стереоэффекта. Для фото, снимаемых узкопленочными камерами, размеры этой площади определяются высотой кадра, поскольку ширина фотографии всегда должна быть равна удвоенной стереобазе и, как правило, находится в пределах 2 x (6,5 -:- 7,5) = 13 -:- 15 см при наблюдении с расстояния 20 -:- 25 см. Возможно, очевидной является идея уменьшения масштаба изображения путем уменьшения при съемке фокусного расстояния объектива и, тем самым, увеличения изображаемого в кадре пространства, а затем при печати получения снимка с требуемой величиной стереобазы, но с увеличенным по вертикали полем стереоэффекта.

На практике реализация этой идеи определяется тем, наблюдается ли стереоэффект на фото, сделанном в сервисе, или на домашнем компьютере. В сервисе есть ограниченный набор форматов бумаги, подходящих для стерео по ширине. Это - 9 х 13, 10 х 15, 18 х 13, 20 х 15. Высота последней пары (18 и 20 см) увеличена вдвое по сравнению с первой (9 и 10 см).

Для печати на увеличенных форматах предлагается вести съемку с крестообразным расположением насадки и камеры, т.е. кадром с 36-мм вертикалью при горизонтальной насадке, с таким подбором фокусного расстояния на ZOOM-объективе, чтобы в видоискателе обе половины стереопары расположились симметрично с базой, равной половине стороны кадра (12 мм). Казалось бы просто. Но ... Конструкция насадки имеет объективно детерминированные размеры корпуса и зеркал. Поэтому, с уменьшением фокусного расстояния объектива относительно того, под которое насадка изготовлена, и, следовательно, с увеличением угла зрения объектива, начиная с некоторого значения будут появляться искажения, видимые в видоискателе.

Так для однофокусных объективов предельным для предлагаемого приема съемки будет F=50мм, для ZOOM, из-за большего расстояния передней линзы от вершины упомянутого угла зрения, F=90мм. Обычно, насадка изготавливается под определенное фокусное расстояние объектива, при котором изображение стереопары в видоискателе симметрично, а стереобаза равна половине стороны кадра (18мм). Результат применения этого метода увеличения поля стереоэффекта иллюстрируется фотографиями слева и внизу. Фото выполнено камерой с ZOOM со стереонасадкой под F=135мм при фокусном расстоянии объектива 90 мм.


Увеличенное по высоте фото, снятое "Зенитом" с насадкой под F=85мм и объективом с F=58мм приведено внизу справа.


Иное дело в случае использования домашнего компьютера. Здесь искажения, вносимые насадкой могут быть устранены при формировании кадра. Рассмотрим это на примере снимка того же пейзажа, что рассматривался выше, снятого с насадкой под F=135мм и при F=28мм объектива (см.фото ниже).

На снимке, подогнанном под формат 9 х 13 видно, что

  1. стереобаза равна 12 мм,
  2. ширина изображения для будущего снимка будет 24мм, т.е. равна удвоенной стереобазе,
  3. высота изображения для будущего снимка будет равна 6 см, т.е. высоте неискаженного изображения..
Кадр для увеличения обведен линией. Коэффициент увеличения определяется отношением типового диапазона стереобаз к базе на нашем фото: K=(65 -:- 75)/12 = 5,4 -:- 6,2. Следовательно ширина изображения на увеличенном снимке будет в пределах 2,4 K = 13 -:- 15 (см), высота, соответственно, 6 K = 32 -:- 37 (см).

Ниже приведены фото, снятые с насадкой под F=135 мм и фокусных расстояниях объектива 35; 50; 70 (мм).

Фокусное расстояние 35мм

Фокусное расстояние 50мм

Фокусное расстояние 70мм

Результаты анализа этих фотографий приведены в таблице. Все фото формата 9 х 13, т.е. с увеличением относительно негатива, равном 3,8.

F
фокусное
расстояние
объектива
(мм)
b
база на
фото
(мм)
h
высота не-
искаженного
изображения
на фото при
стереобазе
65-:-75мм
(мм)
k = (65-:-75)/b H=hk
высота неискажен-
ного изображе-
ния на дисплее
компьютера
(мм)
K=3,8·k
суммарное
увеличение
изображения
Итоговый
формат
(см)
1 35 14 65 4,65 -:- 5,36 302 -:- 350 17,7 -:- 20,3 13 x 30
15 x 35
2 50 20 82 3,25 -:- 3,75 266 -:- 307 12,3 -:-14,3 13 x 27
15 x 30
3 70 34 110 1,9 -:- 2,2 210 -:- 270 7,2 -:- 8,4 13 x 21
15 x 24

В заключение отметим следующее. Зависимость увеличения высоты снимка посредством уменьшения фокусного расстояния объектива при съемке от фокусного расстояния, под которое изготовлена стереонасадка, такова, что при съемке с насадкой, например, под F=85мм объективом с F=28мм предельная высота изображения будет только 20мм. Поэтому для целей существенного увеличения поля стереоэффекта лучше пользоваться стереонасадкой под F=135мм.


 

Полезно иметь ввиду  

  1. При заказе стереонасадки (адаптера) для цифровых камер с объективами, не имеющими резьбы под светофильтр, требуется сообщить наружный диаметр тубуса объектива, измеренный штангенциркулем с точностью до 0,1 мм .
  2. Как уже говорилось выше, стереонасадки при изготовлении настраиваются таким образом, чтобы одинаковые элементы объекта съемки, находящиеся на расстоянии около 4м, располагались симметрично по полю видоискателя. В реальности для каждой конкретной камеры с ZOOM фокусное расстояние, обеспечивающее симметрию неискаженного изображения, подбирается так, чтобы при наводке на объект мелкая деталь объекта была видна и с края видоискателя и с края другого полукадра, т.е. ближе к центру.
  3. Специальная макрофотосъемка малых объектов (цветов - см.рубрику с примерами макросъемки, ювелирных изделий и т.п.) размером до 10см возможна с использованием режима фотокамеры "макро" на стереонасадке, изготовленной с расширенной стереобазой. Для обычной съемки такая насадка не годится.
  4. В связи с тем, что при фокусировке нежелательно, чтобы насадка вращалась (неудобно каждый раз поправлять), что происходит при использовании объективов не-"if"-типа (if - это внутренняя фокусировка), рекомендуется наряду с "if"-объективами также применять объективы "Sigma", которые все с "if".
  5. При работе в режиме автофокуса учесть наличие ребра центральных зеркал стереонасадки, закрывающего центральный датчик (если его зона мала), и переходить либо на другие датчики автофокуса, либо на режим ручной фокусировки.
  6. В настоящее время исследуется целесообразность изготовления стереонасадок для среднеформатных камер (6х6). С этими камерами также удобна 3D стереосъемка с адаптером, т.к. у них перемотка пленки не зависит от кнопки пуска.
  7. Что касается насадок к компакткамерам, то особенности стыковки ее с камерой и съемки следует специально обсудить при заказе.


 

Уход за стереонасадкой  

Поскольку стереонасадка (изделие) выполнена только из стекла и металла, то ее можно мыть, для чего следует использовать:

  1. водопроводную воду (t=30-40 C)
  2. раствор разведенной в половине стакана водопроводной воды половины чайной ложки любого стирального порошка
  3. помазок для бритья (ворс не менее 4 см)
  4. белую чистую фланелевую (полотняную) салфетку (30 х 30 см)

ПРОЦЕСС:

  1. ополоснуть изделие в спокойной струе водопроводной воды
  2. аккуратно, только ворсом полозка в течение 1 мин помыть изделие, в том числе и зеркала, в растворе
  3. сполоснуть в течение 2 мин изделие в водопроводной воде
  4. положить изделие в приготовленную салфетку, вытереть руки
  5. держа изделие в салфетке, протереть его наружную часть досуха (голыми руками не касаться)

ОЧИСТКА ЗЕРКАЛ. Иметь

  1. не менее 4 кусочков (7 х 14 см) белой чистой фланелевой ткани
  2. прилагаемые в аптечке скрепку и моющую жидкость (используется бытовая "Олинка", 750 мл) для чистки стекол с добавлением аптечного нашатырного спирта, т.е. аммиака (40 мл)
  3. грушу из аптечки

ПРОЦЕДУРА:

Держа изделие в салфетке

  1. размазать по поверхности зеркала (начать с бокового) чистящее средство палочкой (образец прилагается)
  2. протереть зеркало досуха кусочком фланели, сложенным вдвое и намотанным на скрепку "конвертом" по приложенному образцу, не касаясь зеркала металлом
  3. сдуть грушей пыль
  4. аналогично протереть другие зеркала


 

Комплектация  


 

Контакты  


СТЕРЕОАРТ: Совместный проект СИТЦ "ПРОГРЕСС" и Serge N. Kozintsev