Стереоскопическая макросъемка и движущиеся объекты  

Опубликовано в газете Stereo View - September 2002
автор статьи David W. Kesner
перевод Вазенмиллер Е. А., Шерудило Т. А.

 

Распускающаяся роза: тля и богомол на желтой розе в домашнем саду.


Стереоскопическая макросъемка в общем отличается от "нормальной" стереосъемки некоторыми особыми сложностями. Как можно меньшая диафрагма необходима для получения наибольшей глубины резкости; задний план должен быть ограничен, чтобы параллакс не превышал область видимости; и предметы съемки труднее увидеть, поместить в кадр и навести на резкость. Теперь прибавьте еще движение предмета съемки, и вы получите целую серию новых трудностей. Теперь вам не удастся использовать однолинзовую камеру и двигающийся штатив, как вы это делали с неподвижными предметами; теперь вам не удастся использовать большую выдержку; теперь вам придется спешить.

Выпавший из гнезда: испуганный детеныш свлился в пещеру и был спасен пещерными жителями.


Мир стереоскопической макро­фотографии движущихся предметов требует некоторого особого оборудования. Вам нужна воз­можность съемки двух изображений одновременно, так что без специальной макростереокамеры не обойтись. На рынке появлялось много стереокамер, таких как Realist Macro, приставки Hyponar и Kindar для камеры Exakta VX, и медицинская макрокамера Donaldson. Они все еще встечаются, но уже не очень распространены. Есть несколько вариантов современных макростереокамер, имеющихся на рынке.

Говорящий индюк: домашнему индюку есть, что сказать, но он не будет стоять на месте.


Хуго де Вийс (Hugo deWijs) из Голландии предлагает серию макролинз, которые присоеди­няются почти к любой 35 мм SLR камере при помощи переходника T2. Есть пять разных линз со различными размерами: 10 на 14 мм, 21 на 30 мм, 37 на 50 мм, 52 на 73 мм, 72 на 96 мм. Стереобазы находятся в промежутке от 10 до 15 мм. Размер изображения - полукадр, или 18 мм в ширину при 24 мм высоты. Возможное увеличение от 1:4 до 1:1. Диафрагма равна f60 для всех линз. Зеркало в камере фиксируется в момент присоединения линзы, и фокус так же, поэтому линза снабжается собственным видоискателем с белым отражателем, который отбрасывает свет на предмет съемки. Так же прилагается электронная фотовспышка.

Время ужинать: дикая калифорнийская летучая мышь милостиво принимает мясо сочного червя, предложенного дружественным фотографом с низкими целями.


Дэвид Бердер из английской фирмы 3-D Images, Ltd. разработал копию оригинальной камеры Realist Macro под названием Macrolist. Эта камера основана на оригинальной корпусе камеры Stereo Realist с особыми линзами и устройством затвора. Обе могут происходить от разных производителей, так что при одинаковых функциональных возможностях могут выглядеть по-разному. Размер изображения - стандартный, 23 на 24 мм. Диафрагма фиксирована и равна f40; стереобаза равна 16 мм. Видоискателя нет, фокус фиксирован, так что камера снабжается видоискателем. Размер поля примерно 50-65 мм при увеличении около 1:2. Также прилагаются вспышка и футляр для переноски.

Снимок в масштабе 3/4 настоящего размера RBT макроустройства, установлено минимальное увеличение. Красная кнопка на верху - готовность к съемке.


Возможно, лучшей и наиболее разносторонней макростерео­камерой, доступной сегодня, является макроприставка RBT. Это совершенно оригинальная разра­ботка, которая подходит к любой камере RBT, кроме S1. Она дает просмотр через объектив, полно­кадровое изображение (36 на 24 мм), изменяемую стереобазу (6 или 11 мм), переменное увеличение от 1:3 до 1:1 (размер поля от 130 на 85 мм до 36 на 24 мм) и диафрагму от f32 до f90. И как же она со всем этим справляется? Рассмотрим камеру, начиная с объектива.

Объектив использует 105 мм увеличительную линзу f поскольку при меньшей величине она бы закрыла отверстия. Позади линзы имеется скользящий блок с несколькими наборами отверстий.

Это стереоизображение фотоаппарата RBT Macro показывает элементы управления и отверстия под линзой (установлено 11 мм). Первый вопрос, который задают, глядя на эту камеру: "Если это стерео, то почему только один объектив?" В системе есть подобие делителя пучка и RBT использует один объектив, чтобы сделать два изображения. В отличие от настоящего делителя пучка, изображения создаются позади объектива, а не впереди него. В результате изображения записываются на два соседних кадра с четким разделением.


4,5 Meopta с прикрепляемой металлической блендой. Диафрагма установлена на f4,5 и не должна меняться, Первый - это два широко открытых прямоугольных отверстия. Он используется для фокусировки и компоновки кадра, поскольку пропускает достаточно большое количество света в большинстве случаев. Следующий - это три равные по размеру дырки. Первые две находятся на расстоянии 11 мм друг от друга, вторая и третья - 6 мм. Апертурный блок смещается и первые два круглых отверстия центруются и образуют 11-миллиметровую стереобазу. Продолжаем смещать блок, центруем вторую и третью дырки, и получаем 6-миллиметровую стереобазу. Круглая кнопка на панели апертурного блока включает его. Скользящим рычагом выбирается нужная стереобаза. Когда срабатывает затвор, одновременно с ним выдвигаются отверстия с нужной стереобазой.

Здесь показаны три положения апертурного блока. Заметьте, что два маленьких отверстия позволяют одному объективу создавать два изображения. Это возможно и эффективно, поскольку снимки делаются с очень малого расстояния.


Позади апертурного блока расположены две зеркальные поверхности, установленные под углам 45 градусов к линзе, по одной позади каждого отверстия. Другое зеркало установлено под 45 градусов в противоположную сторону, поставлено параллельно каждому из них на дальней стороне устройства. Это позволяет изображеням, разделенным 6 или 11 мм, попадать в 75 мм отверстие объектива. Эта конфигурация часто называется делителем пучка. Все это расположено внутри особой гармошки, позволяющей изменять увеличение, стягивая или растягивая гармошку. Наводка на резкость осуществляется смещением всей камеры ближе или дальше от предмета съемки.

Здесь показано RBT устройство полностью с макронасадкой к RBTX3A камере и две Metz 32Z2 TTL вспышки. В зависимости от RBT камеры используются разные вспышки. Можно использовать и другие подобные вспышки.


Все устройство прикрепляется к камере при помощи особого разъема (зависит от модели камеры). Старые модели макроприставки использо­вали для питания батареи камеры, но все новые имеют свой собственный 9-вольтовый источ­ник питания. Макроприставка и камера синхронизируются при помощи электронного кабеля. Для моделей RBT камер с ручным спуском (X4 и 109) для синхронизации используется затвор камеры. В случае автоматических моделей RBT (X2V2, X3 и т.д.) используется затвор макроприставки. Нажатие на спуск посылает сигнал на макроприставку, которая открывает апертурный блок, затем срабатывает затвор камеры.

Портрет жабы: даже эта жаба стала жертвой моей жажды фотографировать макрообъекты.


RBT продает две разных системы освещения для макроприставки. Обе включают две вспышки, закрепляемые по обеим сторонам устройства на 130-миллиметровых металлических креплениях. Обычно это две вспышки Konica с ведущим числом 14 (в метрах при чувствительности 100 по системе ASA). Это такая же вспышка, что поставляется вместе с камерой модели S1. Другое устройство освещения доступно только для камер S3, поскольку оно использует систему TTL. Оно сотоит из двух вспышек Metz 32Z2, делителя TTL и двух кабелей TTL. Вы можете поместить любую из вспышек на любом расстоянии и под любым углом от фотоаппарата. Вы можете также использовать рассеиватели или отражатели света. И все это без забот о вычислениях мощности вспышки или величине экспозиции. В общем можно сказать, что это система "наведи и снимай".

Вы можете приобрести любую из этих камер непосредственно у производителей или, если Вы находитесь в США, у фирмы 3D-Consepts.

Любовь жука: забудем о птичках и пчелках; как вам эти леди и джентльмен!


Кроме перечисленных есть много других специально сконструирован­ных макростереокамер и люди, постоянно приходящие с новыми идеями. Одна из наиболее популярных - это использование делителя пучка из полупрозрачного зеркала и двух 35-миллиметровых камер. Одна камера расположена позади зеркала и снимает сквозь него, друга камера - впереди зеркала повернута под углом 45 градусов и снимает в отраженном свете. Смещая одну из камер вы можете получить всевозможные стереобазы. Используя различные линзы вы можете получить различное увеличение.

Ну хватит об оборудовании, поговорим о съемке. Во-первых, вам нужно решить, какой тип снимка вы выберете. Их можно разделить на три основные группы: 1)натурные 2)подготовленные 3)студийная съемка. Натурную съемку иногда называют "без вмешательства человека" и предполагается, что они воспроизводят картину, снятую без какого-либо человеческого вмешательства и подготовки. В основном, вы снимаете то, что видете, точно в таком виде, в котором вы это нашли. Плененные животные, например, домашняя живность или животные в зоопарке, в эту категорию не входят. Подготовленные снимки - это те, где вы использовали что-либо искуственное, чтобы сделать снимок. Это может означать частичное оглушение насекомых с использованием охлаждения, или ловля насекомых и помещение их на растение, или обрызгивание растений водой или глицерином, или бросание насекомых в сеть паука. А студийная съемка означает то, что весь процесс съемки находится под вашим контролем: от объектов съемки до заднего плана. В основном вы конструируете сцену и помещаете туда ваши объекты. Хорошим примером может быть аквариумная съемка.

Выглядывая из панциря: домашняя американская черепаха вблизи.


Натурная съемка требует много времени, терпения, удачи, но больше всего, знаний. Вы должны знать, где смотреть, когда смотреть и даже как смотреть. Если вы хотите поймать ваш объект за едой, вы должны знать, что он ест и когда это блюдо подается. Часто вам придется сидеть на одном месте и ждать, когда счастье улыбнется вам. С другой стороны вы должны быть постоянно готовы к погоне за убегающим объектом съемки. Фотографирование ранним утром или поздним вечером, когда довольно прохладно, может быть полезно, потому что в это время предмет вашей съемки движется чуть медленнее.

Проветривание гнезда: бумажные осы машут крыльми, чтобы охладить гнездо.


Подготовленная съемка может быть чуть легче, но может оказаться и во много раз труднее. Вы можете установить вашу камеру в определенную точку и подгонять ваш объект по определенному пути снова и снова, пока не получится правильный снимок. Очень часто вам придется пользоваться услугами ассистента, чтобы помогать вам, когда вы готовите снимок. Помощники могут быстро перевернуть камень, пока вы стоите наготове с фотоаппаратом, или закрыть предмету съемок пути к отступлению, или выманить предмет съемок из укрытия. Одна из лучших услуг, которую вам может оказать асистент, это предупредить вас, когда на вас могут напасть, укусить или ужалить, в то время, как вы слишком заняты съемкой.

Завернувшись в золото: шмель собирает пыльцу с тюльпана в домашнем саду.


Студийные съемки - одно удоволь­ствие. Потому что практически все находится в ваших руках. Однако вы все таки имеете дело с живым предметом съемок, так что вы никогда не застрахованы от неожиданностей.

В случае любых макросъемок вы должны следить за глубиной изображения, чтобы избежать чрезмерного параллакса. Этого можно добиться несколькими способами. Один из них - это использование какого-нибудь заднего плана, вроде черной ткани или равномерно окрашенной поверхности (избегайте пятнистых раскрасок заднего плана, потому что они мешают восприятию стереоизображения). Другой способ - это использование малочувствительной пленки и вспышки в условиях слабого освещения, таких как закат, туман или ночь. Это позволяет предмету съемок быть полностью освещенным при невидимом заднем плане.

Пчела на розовом цветке: шмель предпочитает собирать нектар с розовых цветов.


Поскольку необходима малая диафрагма для получения большой глубины резкости и также нужна маленькая выдержка при съемке движущихся объетов, то просто необходимо использовать вспыш­ку или несколько вспышек. Даже когда выдержка от 1/60 до 1/100 действительное время экспозиции равно долготе вспышки, которая обычно равна 1/1000 секунды или менее. Освещение - очень важный компонент макросъемки и есть разные точки зрения на то, что является лучше. Некоторым нравится одиночный боковой источник света, чтобы получить более впечатляющий вид и подчеркнуть текстуру и рельеф. Некоторые любят рассеянное освещение и ровный свет, получаемый множеством вспышек, равномерно размещенных в пространстве. Некоторым нравится сочетание яркой основной вспышки с более слабой подсвечивающей вспышкой. Используют также цветные отражатели, чтобы получить небольшой отблеск на предмете. Независимо от предпочтений, все сходятся на том, что прямой направленный свет с четкими тенями не очень привлекателен. Вы должны попробовать самые различные техники, какие только можете, и решить для себя, что лучше всего использовать в том или ином случае.

Ку-ку: этот домашний австралийский зверек - сумчатый опоссум.


Вам придется действовать методом проб и ошибок, чтобы освоить съемку движущихся макрообъектов. Но как только вы набьете руку, вы найдете это чрезвычайно благо­дарным занятием, так что пробуйте и не сдавайтесь.

Слово предостережения - многие насекомые, пауки, змеи и другие твари ядовиты и могут причинить вам боль, в некоторых случаях нанести серъезный вред и убить. Еще раз, жизненно необходимо, чтобы вы знали не только о том, как сделать прекрасный снимок, но как уйти со съемок целым, невридимым и живым.

Я сделал все макрофотографии, иллюстрирующие статью, с помощью RBTX3A камеры, RBT Macro приставки, и двух Metz TTL вспышек. Фотографии макроустройств сделаны цифровой камерой Nikon 990 на движущейся насадке Jasper Engineering.

Если вы хотите больше узнать о макрофотографии и познакомиться с другими энтузиастами этого дела, вступайте в Yahoo Internet discussion group.

Если у вас будут вопросы и комментарии, я буду рад их услышать. Пожалуйста, пишите мне на drdave@dddphotography.com



СТЕРЕОАРТ: Совместный проект СИТЦ "ПРОГРЕСС" и Serge N. Kozintsev