Портативные стереонасадки к цифровым и 35мм пленочным фотокамерам, в том числе для макростереофотосъемки, адаптеры к ним для 3D стереосъемки, стереонасадки к компакткамерамЮрьев В.И. (тел: (095) 336-7357)juriev@mail.ru |
В настоящее время в нашей стране стереофотография как культура практически отсутствует. Если среди отдельных энтузиастов-фотолюбителей она еще теплится, то у профессионалов равна нулю. Достижения отечественной стереофотоиндустрии застыли на громоздких конструкциях, насадках к "ФЭДу" и "Зениту".
Япония, давшая миру прекрасную фототехнику, в стерео буксует на аппаратах для 3D стереосъемки (годится для съемки лишь статичных объектов) и не может, видимо, осилить, а жаль, разработку аппаратуры с регулируемой стереобазой, в том числе для широкоугольников.
Тем не менее, в последнее время, обладая отличной цифровой и пленочной фототехникой, можно получать неплохие стереофотографии, если все же использовать ... стереонасадки.
Один из вариантов их конструктивного решения для стереопарной съемки на один кадр я и предлагаю:
|
Для видовых статичных 3D стереосъемок предлагаю оригинальное решение с использованием несложного беззеркального адаптера к фотоаппарату с описанным выше креплением.
Я думаю, что на сегодня можно считать, с хорошим приближением, решаемыми не только любительские задачи на фотоальбомном уровне, но и окололюбительские запросы полиграфии.
Хотелось бы надеяться на развитие любознательности к стереофотографии, потому что каждый, кто наблюдал стереоэффект, непосредственно глядя на стереопарную фотографию без всяких вспомогательных средств, согласится, что достоинство стерео перед моно налицо: возникают привычные для человека ощущения реальности, а с ними и более богатое эстетическое чувство восприятия красоты.
Монофото отвлекает на процесс домысливания, вызванный искажением привычного пространства, удовлетворяя, в основном, только информативный интерес. А при цветной передаче изображения эту информацию порою даже и искажает, создавая эффект цветного хаоса. Понаблюдайте стереофотографию, расположенную слева, как моно и как стерео, и сравните результаты. Вот почему в большинстве случаев монофото, пусть и благодаря объекту способное вызвать эстетическое чувство, просматриваются бегло, не "задевая" человека. |
К тому же стерео заставляет снимающего больше режиссировать, готовить и искать выгодный для возможностей стерео передний план, будь то пейзаж, группа людей, детские игрушки (см.фото) или просто одежда и т.д. |
Бытует мнение, что наблюдение стереоэффекта по стереопарной фотографии возможно только "кося глаза". Это действительно не полезно, хотя бы даже только в начале процесса сведения, учитывая то, что естественное состояние глаз бинокулярно, и оно таково же в процессе наблюдения.
Ниже изложен один из надежных способов наблюдения стереоэффекта, не использующий прием "кося глаза".
|
|
|
Боковые моноизображения, помимо ладони (она все-таки немного мешает созерцанию), устраняются, если на стереофото смотреть через специальные очки (см.фото). Основу для них можно купить на уличных лотках или в переходах метро. Это пластмассовые очки на +4 диоптрии по цене примерно 50 рублей. Нужно наложить на их линзы полоски изоляционной ленты. Расположение полосок индивидуально для смотрящего. Оно подбирается так, чтобы при взгляде левым глазом, правый от Вас снимок стереопары был бы закрыт левой же полоской, а при взгляде правым левый снимок был бы закрыт правой. Смотреть, естественно, нужно прямо на фото. Полоски можно съимитировать указательными пальцами рук, расположив их у переносицы. Так через очки можно наблюдать стереоэффект с расстояния около 25 -:- 30 см на фотографии 20 х 30 см, сделанной по методике, изложенной в разделе "Получение большего поля стереоэффекта за счет увеличения высоты фотографии" |
Методика наблюдения стереоэффекта, которой посвящены два предыдущих раздела, дает результат, если стереобаза стереофотографии соответствует Вашей реальной стереобазе. Напомню, стереобаза стереофото - это расстояние между идентичными элементами стереопары. Свою же реальную стереобазу и ее диапазон можно определить по номограмме, начертив ее на листе бумаги по прилагаемым размерам.
Расстояние между симметричными верхними концами боковых отрезков - 50мм, между нижними - 90мм. Тогда пользуясь приведенным методом наблюдения стереоэффекта, после открывания глаз Вы увидите боковые линии пересекающимися в Вашей стартовой стереобазе. Запомните ее величину. Продолжая наблюдать и сканируя глазами вниз по вертикали, Вы будете наблюдать смещение точки пересечения до максимального значения Вашей стереобазы, а при сканировании вверх - до минимального. Удаляя номограмму или приближая, Вы определите полный реальный диапазон Вашей стереобазы. Поскольку на стереофото идентичные элементы расположены симметрично, надо учитывать диапазон Вашей стереобазы, выбирая при печати формат 9 х 13 или 10 х 15, с базой 65мм или 75мм, соответственно. |
3D стереосъемку с применением адаптера, изготовляемого в комплекте (при Вашем желании) со стереонасадкой, проводят фотокамерами, имеющими режим многократного (достаточно 2-х) мультиэкспонирования на один кадр, т.е. всеми современными. Съемка ведется аналогично популярному методу "то к левому глазу, то к правому" или согласно прилагаемой таблице, поэтому адаптер годится как для параллельного, так и для перекрестного методов наблюдения стереоэффекта. Достоинство такого подхода состоит в том, что стереоснимок располагается не на двух кадрах пленки, которые еще придется в будущем как-то монтировать, а на одном, что, согласитесь, весьма удобно, так как Вы сразу получаете готовое стереопарное фото. Адаптер позволяет снимать во всем диапазоне фокусных расстояний ZOOM-объектива. |
Базис съемки - это расстояние между двумя положениями объектива при съемке. В стереонасадке это - расстояние между боковыми зеркалами, и оно равно 72 мм. |
В настоящее время у фотографий, предназначенных для параллельного метода наблюдения стереоэффекта, недостатком является сравнительно небольшая величина поля (площадь) стереоэффекта. Для фото, снимаемых узкопленочными камерами, размеры этой площади определяются высотой кадра, поскольку ширина фотографии всегда должна быть равна удвоенной стереобазе и, как правило, находится в пределах 2 x (6,5 -:- 7,5) = 13 -:- 15 см при наблюдении с расстояния 20 -:- 25 см. Возможно, очевидной является идея уменьшения масштаба изображения путем уменьшения при съемке фокусного расстояния объектива и, тем самым, увеличения изображаемого в кадре пространства, а затем при печати получения снимка с требуемой величиной стереобазы, но с увеличенным по вертикали полем стереоэффекта.
На практике реализация этой идеи определяется тем, наблюдается ли стереоэффект на фото, сделанном в сервисе, или на домашнем компьютере. В сервисе есть ограниченный набор форматов бумаги, подходящих для стерео по ширине. Это - 9 х 13, 10 х 15, 18 х 13, 20 х 15. Высота последней пары (18 и 20 см) увеличена вдвое по сравнению с первой (9 и 10 см).
Для печати на увеличенных форматах предлагается вести съемку с крестообразным расположением насадки и камеры, т.е. кадром с 36-мм вертикалью при горизонтальной насадке, с таким подбором фокусного расстояния на ZOOM-объективе, чтобы в видоискателе обе половины стереопары расположились симметрично с базой, равной половине стороны кадра (12 мм). Казалось бы просто. Но ... Конструкция насадки имеет объективно детерминированные размеры корпуса и зеркал. Поэтому, с уменьшением фокусного расстояния объектива относительно того, под которое насадка изготовлена, и, следовательно, с увеличением угла зрения объектива, начиная с некоторого значения будут появляться искажения, видимые в видоискателе. Так для однофокусных объективов предельным для предлагаемого приема съемки будет F=50мм, для ZOOM, из-за большего расстояния передней линзы от вершины упомянутого угла зрения, F=90мм. Обычно, насадка изготавливается под определенное фокусное расстояние объектива, при котором изображение стереопары в видоискателе симметрично, а стереобаза равна половине стороны кадра (18мм). Результат применения этого метода увеличения поля стереоэффекта иллюстрируется фотографиями слева и внизу. Фото выполнено камерой с ZOOM со стереонасадкой под F=135мм при фокусном расстоянии объектива 90 мм. |
Увеличенное по высоте фото, снятое "Зенитом" с насадкой под F=85мм и объективом с F=58мм приведено внизу справа.
Иное дело в случае использования домашнего компьютера. Здесь искажения, вносимые насадкой могут быть устранены при формировании кадра. Рассмотрим это на примере снимка того же пейзажа, что рассматривался выше, снятого с насадкой под F=135мм и при F=28мм объектива (см.фото ниже). |
На снимке, подогнанном под формат 9 х 13 видно, что
Фокусное расстояние 35мм |
Фокусное расстояние 50мм |
Фокусное расстояние 70мм |
F фокусное расстояние объектива (мм) |
b база на фото (мм) |
h высота не- искаженного изображения на фото при стереобазе 65-:-75мм (мм) |
k = (65-:-75)/b | H=hk высота неискажен- ного изображе- ния на дисплее компьютера (мм) |
K=3,8·k суммарное увеличение изображения |
Итоговый формат (см) |
|
1 | 35 | 14 | 65 | 4,65 -:- 5,36 | 302 -:- 350 | 17,7 -:- 20,3 | 13 x 30 15 x 35 |
2 | 50 | 20 | 82 | 3,25 -:- 3,75 | 266 -:- 307 | 12,3 -:-14,3 | 13 x 27 15 x 30 |
3 | 70 | 34 | 110 | 1,9 -:- 2,2 | 210 -:- 270 | 7,2 -:- 8,4 | 13 x 21 15 x 24 |
В заключение отметим следующее. Зависимость увеличения высоты снимка посредством уменьшения фокусного расстояния объектива при съемке от фокусного расстояния, под которое изготовлена стереонасадка, такова, что при съемке с насадкой, например, под F=85мм объективом с F=28мм предельная высота изображения будет только 20мм. Поэтому для целей существенного увеличения поля стереоэффекта лучше пользоваться стереонасадкой под F=135мм.
Поскольку стереонасадка (изделие) выполнена только из стекла и металла, то ее можно мыть, для чего следует использовать:
ПРОЦЕСС:
ОЧИСТКА ЗЕРКАЛ. Иметь
ПРОЦЕДУРА:
Держа изделие в салфетке
СТЕРЕОАРТ: Совместный проект СИТЦ "ПРОГРЕСС"
и Serge N. Kozintsev